8 сентября 2015 года в Международном аэропорту «Рига» состоялось официальное открытие центра бизнес-авиации FBO RIGA.
Можно смело сказать, что введение этого объекта ознаменовало новый этап в развитии аэропорта Рига как хаба бизнес-авиации в странах Балтии и Скандинавии и, в целом, в Европейском регионе.
О строительстве центра бизнес-авиации FBO RIGA было объявлено весной 2013 года. Совокупный объем инвестиций в проект составил 12,5 млн Евро. Центр FBO RIGA включает в себя современный терминал бизнес-авиации площадью 1200 м², ангар площадью 8400 м², перрон с местами стоянок для воздушных судов и вертолетную площадку. Комплекс зданий (ангар и терминал) располагается на территории площадью 12000 м², к которой дополнительно присоединены перрон и стоянки.
До открытия центра, холдинг Flight Consulting Group, в состав которого центр входит, делился планами по эксплуатации центра и перспективами его развития. В своих интервью совладельцы FBO RIGA Роман Старков и Леонид Городницкий отмечали, что благодаря географическому расположению страны, Латвия имеет большой потенциал для развития отрасли бизнес-авиации. Действительно, к моменту открытия центра бизнес-авиации, уже существовал пул потенциальных клиентов. Тем более было важно реализовать проект на самом высоком уровне.
Удалось ли достигнуть запланированных результатов? Оправданы ли надежды и ожидания, связанные с открытием центра? Чтобы ответить на эти вопросы, стоит подвести первые итоги – оценить то, что было сделано и достигнуто за первые 8 месяцев эксплуатации.
Цифры и факты
Объективную картину могут дать не оценочные критерии, а в первую очередь цифры и факты. Как объект инфраструктуры аэропорта центр бизнес-авиации FBO RIGA имеет главное предназначение – обслуживание пассажиров и воздушных судов деловой авиации. За первые 8 месяцев работы центра, FBO RIGA удалось обслужить более 1000 рейсов и более 2000 пассажиров деловой авиации.
В числе воздушных судов деловой авиации, принятых в FBO RIGA, широкий спектр типов ВС – от сверхлегких, таких как Premier 1, до тяжелых ВС: здесь побывали и Boeing Business Jet, и Airbus Corporate Jet.
Есть статистика и по направлениям, в основном это города Европы и России: Москва, Лондон, Санкт-Петербург, Прага, Таллинн, Киев, Ницца, Женева, Вена, Берлин, Цюрих…
FBO RIGA ведет статистику и по назначению рейсов: 85% из них осуществляются с деловыми целями.
Опираясь на эти данные можно утверждать, что компания идет с превышением планируемого на первые 12 месяцев трафика; его увеличение в FBO RIGA составило 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Очевидно, что проект развивается быстрее, что прогнозировалось при его запуске.
Сделав ставку на качество услуг, при этом сохранив или даже снизив по некоторым позициям цены на услуги, предложив новые продукты и индивидуальные решения в среде B2B клиентов, удалось реализовать планы с опережением сроков.
Важно отметить, что количественные показатели подтверждаются и качественными: особое внимание руководство и сотрудники центра уделяют степени удовлетворенности пассажиров, экипажей, обеспечивается получение обратной связи, анализируются отзывы всех уровней об оказанном сервисе.
Именно эта информация и является основанием для того, чтобы ожидать новые обращения клиентов и строить дальнейшие планы на развитие.
Путь к успеху
Любой успешный проект вызывает вопрос – как? Как удалось достичь результатов? Как можно поддерживать сервис на заданном уровне? Как не упустить возможности и развить проект?
В первую очередь в основе любого успеха лежит верный расчет, ориентированность на результат, понимание путей достижения этого результата. До открытия центра бизнес-авиации FBO RIGA, существующие клиенты компании базировали самолеты в других аэропортах в Европе. С открытием центра, включающего в себя ангарный комплекс, появилась и была реализована возможность организовать базировку самолетов в стенах собственного центра.
И еще раз о главном – внимание к клиентам, их запросам. Менеджмент реализует активную стратегию коммуникации с текущими и потенциальными клиентами. Важно не только доносить информацию о центре, но и получать, а главное слышать ответ, а далее – воплощать пожелания клиентов. Для повышения качества услуг введен институт Key Account Manager, который позволяет обеспечивать полное ведение проекта и предлагать каждому клиенту персонализированный подход.
Важным отличительным элементом принципа работы FBO RIGA является отсутствие в холдинге, в который он входит, структуры, оказывающей услуги оператора деловой авиации. Холдинг и FBO RIGA являются центром по оказанию услуг для Операторов.
Признание: и красиво, и профессионально
Не смотря на юный возраст FBO RIGA уже удостоен внимания и признания, причем сразу в двух сферах.
В марте 2016 года FBO RIGA стал обладателем ежегодной премии «Латвийское строительство», победители которой были определены по итогам национального конкурса. Жюри конкурса отметило FBO RIGA призами сразу в двух номинациях: «Новое строение или модернизация – центр логистики и производства» – ангар FBO RIGA (первое место) и «Новое строение – общественное здание» – бутик-терминал FBO RIGA (третье место). Победе в конкурсе способствовало сочетание использования новейших технологий в строительстве, уникальный художественный дизайн бутик-терминала, а также значимость объекта для развития экономики региона.
А в апреле 2016 года в Праге FBO RIGA был удостоен премии Sapphire Pegasus Business Aviation Awards, одержав абсолютную победу в номинации Handler / Service Provider / FBO и был признан лучшим FBO в Европе. Более 2000 профессионалов проголосовали за самых достойных в онлайн голосовании. Состав жюри заслуживает отдельного внимания: в него вошли лидеры поддерживающих премию ассоциаций Дагмар Гроссманн (основатель CEPA), Анна Сережкина (Исполнительный директор ОНАДА), Фабио Гамба (директор EBAA), а также известные журналисты, пишущие об отрасли.
Получение таких наград дало свой результат – центр бизнес-авиации FBO RIGA получает дополнительные рекомендации на рынке.
FBO RIGA сегодня: новейшие технологии для бизнес-авиации
Центр FBO RIGA включает в себя ангар площадью 8400 м², который специально спроектирован для хранения воздушных судов и их технического обслуживания, а также современный бутик-терминал бизнес-авиации площадью 1200 м², рассчитанный как для обслуживания пассажиров, так и для проведения международных встреч, презентаций и мероприятий премиум-класса. Общая площадь территории комплекса составляет 12000 м².
FBO RIGA уникальный проект, как с точки зрения проектирования, так и с точки зрения строительства. Поскольку центр проектировался с расчетом на будущее, он должен был соответствовать не только текущим потребностям рынка, но и тому, что может понадобиться клиентам завтра. Поэтому при проектировании и строительстве инфраструктурных объектов были применены передовые технологии и лучшие мировые практики. К примеру, ангар – его уникальность в безопорной арочной конструкции с пролетом 98 м, которую удерживают железобетонные колонны. Покрытие крыши выполнено с использованием сверхлегкого и прочного покрытия Protan. Все основное оборудование закреплено сверху на арках: автоматическую пенную противопожарную систему, LED-освещение, систему обогрева, состоящую из безынерционных инфракрасных панелей. Были установлены независимые шестистворчатые ворота Butzbah с электронной системой управления и автоматической блокировкой в случае задымления и т.д. Все это позволяет, во-первых, добиться вместимости ангара до 5 BBJ, 9 G550 или 20 самолетов Learjet-60 при внутриангарной площади для размещения самолетов 6700 кв. м, во-вторых, сократить время на каждую операцию и значительно экономить энергоресурсы, но что важнее всего – обеспечить соответствие ангара самым строгим требованиям безопасности.
Haute Couture для бизнес-авиации
Пассажирский бутик-терминал FBO RIGA имеет уникальное архитектурное решение. Благодаря ассиметричной форме здания, терминал органично сочетается с массивным ангаром так, что вместе они создают единую архитектурную композицию.
При разработке проекта была выбрана современная концепция бутик-терминала, которая подразумевает эксклюзивный сервис, авторское оформление помещений и исключительную функциональность.
Особого внимания заслуживает дизайн интерьера, выполненный в стиле современной классики по проекту одного из самых успешных дизайнеров Латвии – Зане Тетере. Идеально продуманная геометрия помещений и посадочных зон, мягкое естественное освещение, эксклюзивная отделка редкими породами дерева и камня, мебель премиум-класса, изготовленная известными мебельными домами Италии, экспозиция полотен известных художников – все это создает элегантную и в то же время непринужденную атмосферу перед полетом. На первом этаже здания располагаются шесть комфортабельных посадочных зон, VIP лаундж и VIP переговорная, бар и картинная галерея. На втором этаже терминала находится конференц-залы и офисные помещения. Отдельное пространство занимает сертифицированный диспетчерский центр FCG OPS, на обеспечении которого находятся более 90 самолетов бизнес-авиации, ежедневно выполняющих полеты по всему миру.
Special Features: что особенно нравится клиентам.
Каждый рабочий день полон сюрпризов и новых задач, с которыми, часто не приходилось сталкиваться раньше. Сильная сторона FBO RIGA – внимание к деталям и умение делать невозможное возможным.
Например, необходимо было обеспечить наземное обслуживание воздушного судна, на которое требуется 1 час, за 40 минут. Задача была выполнена за 30 минут! Благодаря этому опыту, FBO RIGA теперь предлагает своим клиентам при полетах из Азии в Европу или Америку, посадку для дозаправки самолета бизнес авиации любого типа, с выполнением обслуживания гарантированно менее чем за час нахождения на земле. Такое возможно только в небольших аэропортах без СЛОТ регулирования и с отточенным сервисом.
И пассажиры, и экипажи, благодаря такой заботе, чувствуют себя уверенно и комфортно, и лично благодарят персонал FBO RIGA. Что может быть лучшей наградой?
В FBO RIGA все продумано до мелочей. Экипажам очень нравится самоходный перрон, дающий возможность самостоятельно заруливать на стоянку перед терминалом и выруливать с нее. Это позволяет и сэкономить средства на буксировке, и избежать дополнительных контактов наземного персонала с воздушным судном.
Уютный бутик-терминал, воплощающий новое направление в дизайне терминалов бизнес-авиации, очень нравится и клиентам, и экипажам. Для всех предусмотрены и продуманы комфортные зоны, обеспечивающие все потребности. Экипажи высоко оценивают наличие удобного помещения для брифинга в стерильной зоне. Клиенты с удовольствием проводят время в терминале и даже используют его как точку для проведения переговоров: для этого есть специальные помещения, оборудованные всем необходимым. Сервис соответствует уровню отеля 5*.
Что будет дальше?
Новое развитие, как всего комплекса, так и услуг. В рамках FBO RIGA планируется расширение линейки технического обслуживания, создание собственной бригады клининга самолетов, расширение спектра услуг для экипажей. Для них будут введены в эксплуатацию новые помещения для брифинга в стерильной зоне, будет повышен комфорт зоны отдыха и работы. Планируется открытие гостиницы.
В январе 2016 года в помещениях FBO RIGA была открыта станция линейного технического обслуживания воздушных судов бизнес-авиации совместно с компанией SOLINAIR, сертифицированным провайдером технического обслуживания воздушных судов Направление технического обслуживания также получит свое развитие.
В целом центр бизнес-авиации FBO RIGA представляет собой уникальный проект, сложный и многофункциональный. Он быстро доказал свою эффективность и востребованность. Крайне интересно будет оценить его работу еще через год: что еще интересного предложит Рига деловой авиации?