Барометром здоровья деловой авиации в России выступают несколько факторов. Это интенсивность бизнес-чартеров, объем флота бизнес-джетов и вторичный рынок. Наиболее точным индикатором считаются чартеры — нерегулярные коммерческие рейсы, выполняемые на арендованных бизнес-джетах. Именно чартерные рейсы дают представление о популярных направлениях деловой авиации, востребованных моделях бизнес-джетов, интенсивности трафика, а значит, и платежеспособности ее клиентов.
Летний пик
На протяжении десятилетий основным направлением, по которому интенсивнее всего летают россияне, остается Европа. Взаимные санкции России и Евросоюза могли бы отразиться на интенсивности чартерных полетов, и, по данным немецкого консалтингового агентства Wings Advance, чартерный трафик в Восточной Европе, в том числе и в России, сокращался в течение лета примерно на 10%. Правда, агентство не публикует методику расчета трафика, по которому Россия включена в состав Восточной Европы. Российские же игроки рынка, напротив, говорят о заметном росте трафика в летние месяцы, когда отрасль исторически показывает скачкообразный рост. По оценке чартерного брокера LL Jets, начиная с мая 2016 года объем рейсов неуклонно рос и в период с мая по июль рост составил почти 32%. В авиакомпании Emperor Aviation также отмечают взлет трафика. «Лето — это в буквальном смысле самая жаркая пора в сфере российской бизнес-авиации, она начинается с майских праздников и заканчивается в сентябре, — констатирует Ираклий Литанишвили, собственник оператора Emperor Aviation. — Пиковым месяцем в этом году стал июль, когда поток вылетающих, в основном на европейские курорты, увеличился на 38% по сравнению с предыдущим месяцем».
Примечательно, что в 2016 году шорт-лист топовых летних направлений несколько изменился. По оценке Emperor Aviation, повышенным спросом пользовалась Греция: на ее долю пришлось около 30% от всех выполненных рейсов как из Москвы, так и между островами. Следом идет Италия и особняком — город Ницца, на долю которых пришлось по 19%.
Игроки рынка сходятся во мнении, что реалии, в которых сейчас находится чартерный рынок, слабый зимой и растущий летом, на руку начинающим пассажирам бизнес-авиации. «Рынок стал жестче, конкуренция обострилась, у некоторых брокеров и авиакомпаний работает система скидок для пассажиров, и в конечном итоге сам бизнес-чартер становится доступнее», — делится опытом Алишер Эльмурадов, совладелец чартерной компании LL Jets. «Сложно придумать более удачное время, чтобы начать знакомство с деловой авиацией, чем теперь». Эксперт убежден, что предприниматели не всегда знают, в какой момент услуги бизнес-авиации становятся им по карману. Например, это выгодно компании из десяти друзей, летящих на рыбалку в район, с которым нет доступного регулярного авиасообщения, — на стыковочные рейсы уйдет больше сил, времени и подчас денег. По оценкам Алишера Эльмурадова, топ-менеджеры крупных корпораций, сетевых ретейлеров могут позволить слетать с семьей на частном самолете в отпуск один-два раза в год. Более того, появляется новая формация российских бизнес-путешественников, которые арендуют небольшие бизнес-джеты для полетов по Европе. В этом случае стоимость рейса для четырех человек на Phenom 100 или Citation Mustang обойдется в €5-10 тыс., то есть дешевле, чем в бизнес-классе регулярных авиалиний. Популярны и другие способы оптимизировать расходы на чартерный рейс.
«Среди наших клиентов есть пассажиры, которые относятся к чартерному полету как к полету, а не как к элементу luxury-стиля», — продолжает Алишер Эльмурадов. «Они ориентированы на разумное ценообразование и зачастую предпочитают летать по системе Empty Legs, экономя от 30 до 75% от стоимости рейса». При такой системе часть маршрута бизнес-джет летит без пассажиров, благодаря чему появляется возможность подсесть в самолет по цене, которая всегда будет ниже рыночной.
В летнюю навигацию продолжился тренд развития внутренних перевозок, начавшийся летом прошлого года. Спрос на российские регионы констатирует международная система онлайн-бронирования рейсов Avinode, которая в день обрабатывает свыше 12 тыс. запросов. Так, в мае 2016 года международный аэропорт Воронеж вошел в топ-25 рейтинга самых востребованных аэропортов европейской бизнес-авиации, опередив Шенефельд в Берлине и аэропорт Вацлава Гавела в Праге. Санкт-Петербургский центр бизнес-авиации Пулково-3 занял по итогам мая шестое место в рейтинге самых востребованных аэропортов Европы.
Парковая структура
Другой фактор, определяющий состояние отрасли, — объем флота частных самолетов — практически не подвержен изменениям. По усредненным данным, в интересах российских собственников летает порядка 450 бизнес-джетов. Для сравнения: в США в эксплуатации находится 13,6 тыс. бизнес-джетов, в материковом Китае, а также Гонконге и Макао зарегистрированы 324 самолета, с немецким префиксом D- — 670 машин, а в Бразилии — 700. Такие данные приводит международный ресурс JetNet Avdata.
Структура российского парка бизнес-джетов в определенной степени отражает географические особенности страны. У нас преобладают дальнемагистральные самолеты Long Range Jets и машины большого класса Heavy Jets, которые перевозят от 14 до 18 пассажиров. Средний возраст парка — чуть более десяти лет. Схожую структуру можно наблюдать на формирующемся китайском рынке бизнес-авиации. Там 60% машин вообще не старше пяти лет, а самые популярные бизнес-джеты, как и в России, — Gulfstream G550/650, Falcon 7X, Bombardier Global и Challenger. Такие данные приводит компания ArcosJet, специализирующаяся на купле-продаже новых и бывших в эксплуатации самолетов.
Отечественный парк бизнес-джетов стал понемногу обновляться, так как приходит время менять психологически устаревшие и ресурсные модели на недавно поступившие в производство. Речь в первую очередь о замене дальнемагистральных Gulfstream на новый флагман G650, Global 5000/XRS — на Global 6000, Embraer Legacy 600 — на модель 650. «Действительно, некоторые компании получают новые борта. Например, оператор Emperor Aviation в этом году взял в управление дальнемагистральные Global XRS и G650, авиакомпания «Русджет» начала в этом году эксплуатировать Legacy 650 и Challenger 300», — рассказывает Дмитрий Петроченко, руководитель крупнейшего ресурса о бизнес-авиации Bizavnews.ru.
Помимо частных бортов в России эксплуатируется флот ведущих корпораций, ревниво охраняемый от посторонних глаз. По инсайдерской информации, «Газпром Авиа», авиационное подразделение «Газпрома», управляет более чем 20 бизнес-джетами и конвертированными самолетами советского производства. Известно, что «Роснефть» для корпоративного флота выбрала модели Cessna и Falcon. Авиационное подразделение «Авиапредприятие «Северсталь», принадлежащее «Северстали», располагает 13 бизнес-джетами, которые открыты для чартерного рынка.
Вторичный флот
Если есть потребность в бизнес-джете, но нет средств на новую машину, самое время присмотреться ко вторичному рынку. «Постепенно растущее предложение, давление со стороны новых моделей, непредсказуемая экономика тянут вниз цены на вторичном рынке, заставляя продавцов принимать предложения, от которых они бы гневно отмахнулись всего год назад», — говорит Иван Веретенников, директор по продажам компании ArcosJet. «Мы ожидали снижения, но когда казавшийся незыблемым Gulfstream G650 опустился в цене стабильно ниже $70 млн, а в некоторых случаях почти новый самолет стали предлагать ниже $60 млн, это удивило даже нас».
Тем не менее в ArcosJet подчеркивают, что на отдельные модели уже наблюдается стабилизация цены. Речь идет, например, о Hawker 900XP, уже достигшего своей оптимальной стоимости, и Global Express XRS, владельцы которого дальше снижать цену не намерены. Согласно исследованию компании, охватывающему 2013-2016 годы, цены на популярные модели Hawker 900XP, Falcon 7X, Challenger 605, Global XRS постоянно снижались в среднем на 6% в год, а у «рекордсмена» Hawker 900XP — на 10%. По прогнозу ArcosJet на 2017 год, средняя запрашиваемая цена, например, на дальнемагистральный Global XRS, составит для покупателей порядка $28,5 млн.
Анна Назарова
Источник: РБК+