Превосходя ожидания

Юбилейная выставка Jet Expo 2015 действительно превзошла ожидания многих участников. «Предметный разговор с предметными клиентами», так охарактеризовало прошедшую выставку подавляющее большинство участников. В этом году, впрочем, как и всегда, оргкомитет Jet Expo  сделал все возможное для комфортной работы участников. Российский рынок деловых перевозок переживает не самые лучшие времена в своей истории, но приезд ключевых игроков в Москву стал неким сигналом к позитивному сценарию развития отрасли. Представители производителей по-прежнему уверены, что потенциал отечественного рынка достаточно велик, и нынешнее «замедление» лишь немного корректирует процессы. Поэтому, не дожидаясь естественного восстановления спроса  докризисного периода,  производители уже сейчас формируют пул новых клиентов, но уже на будущее. И площадка Jet Expo оптимальный вариант для работы на перспективу.

Нынешняя выставка привлекла не только зарубежных разработчиков, но отечественного производителя. Российский узкофюзеляжный дальнемагистральный самолет Ту-204-300 впервые занял место на статической стоянке  Внуково-3. Машина уже более шести лет эксплуатируется специальным летным отрядом «Россия». Презентация самолета проходила по согласованию с Минпромторгом и Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), чтобы поддержать российский авиапром и ульяновский авиазавод «Авиастар СП». А в последний день посетители смогли оценить комфорт и другого отечественного лайнера – SBJ (Sukhoi Business Jet), представленного компанией RusJet.

Отдельное спасибо организаторам выставки, и это особенно подчеркивали все участники Jet Expo, за настоящий подарок в виде легендарного Douglas C-47, который на протяжении всех трех дней украшал статическую площадку «Внуково-3».

Статика порадовала

Случайно или нет, но юбилейная Jet Expo 2015 стала самой большой в истории по количеству новинок. Особенно отличились Textron Aviation, впервые показавший в России свой суперсредний Citation Latitude, и Embraer, который привез «одноклассника» Legacy 500. Ну и конечно же не остались в стороне канадцы, выставив во Внуково всю современную линейку, гвоздем которой стал новейший Bombardier Challenger 650. А теперь по порядку.  

Французский производитель Dassault Falcon как всегда ярко выступил в Москве. Компания представила публике два бизнес-джета: Falcon 7X и Falcon 2000 LXS, а также полноразмерный макет новейшего Falcon 5X. По словам представителей производителя, доля России в общих международных поставках французского производителя занимает более 10%, и по оптимистичным прогнозам аналитиков Dassault Falcon в ближнесрочной перспективе стоит ожидать, как минимум, сохранения этого уровня при небольшом росте в течение ближайших пяти-семи лет. Это связано с выходом на рынок принципиально новых моделей производителя.

Сейчас российскими клиентами компании эксплуатируются около 60 самолетов Falcon, самыми популярными из которых по-прежнему остаются Falcon 7X (более 20 машин и третий показатель в мире). Французы не стали раскрывать цифры по нынешнему портфелю заказов от российских клиентов, сказав, что компания полностью удовлетворена объемом.  И в рамках Jet Expo 2015 прозвучала первая приятная новость. Рассказывая о перспективных моделях Falcon 5Х и Falcon 8X, глава департамента коммуникаций Dassault Falcon Вадим Фельдзер упомянул о фактическом начале продаж новых самолетов российским заказчикам. «Пока это большая тайна, но мы можем  ее совсем немного приоткрыть – уже в 2017 году российские заказчики, получат свои первые Falcon 8X и речь идет, как минимум о двух машинах.  Аналогичная ситуация и с  Falcon 5X. Мы не готов дать дополнительную информацию, но уверены, что наши новые джеты станут достаточно конкурентными в своих классах», — прокомментировали BizavNews представители французского производителя.

Их заокеанские коллеги из Embraer тоже представили в Москве три модели: Phenom 300, Legacy 650 и, впервые, Legacy 500. И если первые два бизнес-джета уже достаточно хорошо известны в нашей стране, то «пятисотка» вызвала настоящий фурор. Дебют Legacy 500 оказался действительно удачным, рассказывают в Embraer.

«Мы запустили процесс сертификации Legacy 500 в России (соответствующие документы поданы на рассмотрение в Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета России), и рассчитываем уже в августе 2016 года передать клиенту первый самолет с российской регистрацией. Хотя до этого момента несколько бизнес-джетов уже будут эксплуатироваться в интересах российских владельцев, но в зарубежных авиационных регистрах. Jet Expo 2015 наглядно показала, что самолет действительно очень интересен российской аудитории, и по итогам выставки Embraer имеет очень хорошие наработки», — прокомментировал BizavNews Региональный директор Embraer по продажам в СНГ и странах Балтии Николай Головизнин. Сейчас в России и странах СНГ эксплуатируются 52 самолета Legacy 600/650, и у Legacy 500 есть все шансы увеличить эту цифру. До конца года бразильский производитель планирует передать заказчикам 25 Legacy 500, а с будущего года – ежегодно как минимум 30 самолетов.

Читайте также  Авиакомпания «Полет» подводит итоги года

Американский производитель Gulfstream Aerospace, как всегда, представил всю свою мощь в различных сегментах, показав российским клиентам G650, G450 и G280. За последние шесть лет парк бизнес-джетов Gulfstream в России и странах СНГ вырос более чем в шесть раз. На сегодняшний день клиентами из России эксплуатируется около 70-ти самолетов компании, а всего в регионе СНГ (включая РФ) летает порядка 90 бизнес-джетов Gulfstream. В 2007 году эти цифры составляли 8 и 11 соответственно. Для поддержки растущего флота в России и странах СНГ, компания Gulfstream сформировала пул запчастей на сумму более $ 120 млн. в трех местах.

Как отмечают эксперты, наибольшей популярностью среди российских заказчиков по-прежнему пользуется ультрадальний G650. По неофициальным данным, только за прошлый год российские клиенты и компании, аффилированные с ними, получили около десяти самолетов данного типа. В самой компании неоднократно подчеркивали, что в России есть рынок и для бизнес-джетов другого класса, который стремительно развивается. И как яркий пример этого тренда – первые поставки суперсреднего G280. Также в Gulfstream Aerospace планируют расширить услуги по технической поддержке самолетов, включая младшие модели. Основным партнером производителя в Москве является российское подразделение Jet Aviation, которое наращивает объемы выполняемых работ и перечь услуг. Впрочем, в Gulfstream не исключают и возможность расширения, как партнеров, так и городов, где будут доступны услуги по ТОиР.

«Соседи» по рынку из Bombardier также не отстали от американских коллег. Наряду с уже знакомыми Challenger 350 и Global 6000, канадцы впервые показали российской публике свой новый бизнес-джет Challenger 650, первые поставки которого запланированы на конец 2015 года.

Как рассказала BizavNews региональный вице-президент по продажам Bombardier Business Aircraft в России, СНГ, Восточной и Центральной Европе Валерия Колючая, новая машина станет настоящей заменой популярного Challenger 605 с новыми и принципиальными решениями. «Проводимые нашей компанией исследования показывают, что подавляющее число заказчиков Challenger 650 – нынешние владельцы Challenger 605. Уже в конце года начнутся первые поставки новых самолетов. Интерес со стороны российских клиентов велик, мы не можем комментировать наши диалоги с заказчиками, но могу сказать одно – спрос большой и вскоре Challenger 650 станут частыми гостями в московских аэропортах», — комментирует г-жа Колючая.

А теперь «пройдемся» по Textron Aviation, а начнем с Cessna Aircraft. На статике производитель впервые показал широкой публике свою новую разработку Citation Latitude и «малыша» Citation M2, поставки которого, кстати, начались в Россию. Однако именно с Latitude Cessna связывает свое будущее в нашей стране. Вице-президент по продажам Textron Aviation в Европе Том Перри считает, что у нового самолета Cessna Citation Latitude достаточно хорошие шансы на российском рынке. По его словам, в настоящее время компания очень близка к подписанию первого контракта с российским клиентом, а работа по продвижению самолета продолжится после окончания выставки. В течение недели в интересах потенциальных клиентов самолет выполнил несколько демонстрационных полетов.

Стоимость Citation Latitude составляет $ 16,5 млн., что является весьма конкурентной ценой, при этом бизнес-джет обладает рядом преимуществ, что делает его достаточно эффективным при эксплуатации в России (г-н Перри имеет в виду возможность эксплуатации самолета с относительно коротких взлетно-посадочных полос при рабочей дальности в 5000 км.). В самой Textron Aviation относят Citation Latitude к суперсреднему классу. Что же касается сертификации в России, то в Textron Aviation пока не спешат с этим процессом. Г-н Перри подчеркнул, что российский рынок бизнес-авиации действительно скорректировался. И если раньше основу парка российских владельцев составляли дальние бизнес-джеты с большими кабинами, то сейчас очевиден сдвиг в сторону суперсреднего и малого классов. «Мы обязательно этим воспользуемся и обещаем проводить «страстную» маркетинговую политику. У нас есть главный козырь – очень низкие операционные расходы, которые для Citation Latitude составляют лишь $2500 на летный час, что, безусловно, оценят клиенты в условиях тотальной оптимизации расходов», — резюмирует г-н Перри.

Также в рамках Jet Expo, еще один участник «группы Textron» Beechcraft  в очередной раз показал «короля неба» King Air 350i. На статике также демонстрировалась и популярная Cessna Grand Caravan последней модификации ЕХ. И, конечно же, вертолетный сегмент Textron привез в Москву  Bell 407 и макет VVIP-салона популярного Bell 429 от гуру дизайна компании Mecaer.

Читайте также  «Русская медная компания» получила новый Legacy 650

А вот два самолета стали настоящими местами паломничества посетителей. Речь идет о флагмане азербайджанского бизнес оператора SW Business Aviation Gulfstream G650 и демонстраторе швейцарской компании Pilatus Aircraft.

Представленный на Jet Expo G650 – второе воздушное судно данного типа в парке азербайджанской компании. Первый самолет был получен в марте текущего года и эксплуатируется в интересах Правительства Азербайджана. Новый бизнес-джет уже доступен для выполнения чартерных рейсов. Как прокомментировали BizavNews в компании, G650 имеет эксклюзивный дизайн и оборудован всем необходимым для комфортного многочасового полета. Именно поэтому очередь в самолет была самой большой.

«Российский рынок деловой авиации очень интересен компании, и если в суперсреднем классе мы менее интересны российским заказчикам в связи с достаточно большим предложением на рынке, то G650 – принципиально новый продукт для клиентов. В Европе достаточно мало «чартерных» G650, и мы надеемся, что российский клиент по достоинству оценит все преимущества полета на этом новейшем лайнере по трансконтинентальным направлениям», — комментируют в SW Business Aviation. Российские компании уже по достоинству оценили комфорт и возможности G650.

А вот Pilatus Aircraft привез настоящее, да и еще летающее, творение всемирно известного художника Ганса Эрни. Дело в том, что в декабре прошлого года Pilatus Aircraft отпраздновал свой юбилей – 75 лет назад (16 декабря 1939 года) в швейцарском Штансе появилась на свет небольшая компания Pilatus, которая со временем стала национальном символом самой известной альпийской страны. Ганс Эрни, автор многочисленных работ для МОК, ООН, Красного Креста, ЮНЕСКО и ИАТА, а главное коренной швейцарец, решил сделать компании подарок – юбилейную ливрею для самого популярного турбопропа РС-12 NG, который в качестве демонстратора побывает на многочисленных выставках, включая московскую Jet Expo 2015. Как отметил Генеральный директор компании Nesterov Aviation, которая отвечает за продажи в России,  Евгений Окладников, потенциал этого самолета на российском рынке огромен. «Применение РС-12NG действительно разнообразно. Это может быть и воздушное такси для менеджмента в конфигурации салона «шесть + 2 VIP», и незаменимый самолет для корпоративной, служебной, а также санитарной авиации, или же оптимальный вариант для перевозки грузов, поисково-спасательных операций и прочих разнообразных миссий. Немаловажным фактором является и то, что именно благодаря своей универсальности, самолет PC-12NG может взлетать и приземляться где угодно, включая  гравийные взлетно-посадочной полосы длиною всего в 700 метров, обеспечивая при этом превосходную управляемость. Еще одним достоинством PC-12NG является его великолепная топливная экономичность (стоимость летного часа). Крейсерская скорость PC-12NG составляет 280 узлов (519 км/ч), а герметизированная кабина обеспечивает эксплуатационный потолок до 30 000 футов (9144 м)», — комментируют г-н Окладников.

А вот следующий бизнес-джет, представленный на выставке, по настоящему «боевой». Речь идет о Nextant 400 XTi компании FortAero. Сейчас FortAero эксплуатирует два воздушных судна Nextant 400XTi. Как рассказали BizavNews в компании, среднемесячный налет на один самолет составляет 70-80 часов, что является одним из лучших показателей среди операторов данного типа. Первый самолет компания получила в январе, а второй в марте 2014 года, согласно графику поставок. И сразу же первое воздушное судно FortAero поставила на коммерческие чартеры.

«Первоначально компания сфокусировались на прямых клиентах, которые были на «контрактах», и с которыми поддерживали постоянную связь. Поначалу брокеры не очень активно реагировали на продукт Nextant, так как не знали, как позиционировать 400XTi перед своими заказчиками. Но налет за первые полтора месяца составил порядка 60 часов, а «сарафанное» радио разнесло весть о новом самолете, стоимости летного часа и возможностях по дальности, что напрямую поспособствовало увеличению спроса на бизнес-джет. Согласитесь, сейчас все борются за себестоимость полета, соответственно готовы где-то «урезать» свои пожелания по комфорту, но наш салон как раз и «лишает» пассажиров возможности некомфортного перелета. Мы увеличили шаг кресел таким образом, что сидящие друг напротив друга пассажиры могут, не мешая друг другу, заниматься делами или просто отдыхать. В нашем самолете дополнительно установлена СВЧ печь, так что без горячего обеда не обойтись. Дальность позволяет летать в большинство городов Европы, покрывать страны СНГ, плюс этот самолет мы позиционируем именно для выполнения бизнес-рейсов, когда за один день необходимо побывать в нескольких местах.», — прокомментировал BizavNews глава FortAero Вадим Опрышко.

Читайте также  FBO RIGA: первые итоги и новые перспективы

Ну и конечно же центральное место было отдано самому большому и роскошному самолету – ACJ319 от компании Airbus Corporate Jets. Долгое время Airbus предлагал полностью кастомизированные салоны своих деловых самолетов, однако с этого года компания начала предлагать модель ACJ319 Elegance, салон которой построен по модульному принципу. Заказчикам предлагаются на выбор готовые модули для оформления гостиной, рабочего кабинета, столовой и переговорной комнат. Такая модульная система позволяет упростить и ускорить процесс выбора и установки интерьера. Кроме того, все модули являются взаимозаменяемыми, что в будущем позволит легко менять варианты оформления салона самолета.

Сейчас же Airbus Corporate Jets связывает свое будущее с появлением на рынке нового поколения линейки ACJ.  Семейство Neo представлено двумя машинами ACJ319 и ACJ320. 319-я модель будет иметь беспрецедентную дальность в 12500 км (восемь пассажиров и более 15-ти часов полетного времени без дозаправки), а ACJ320 с 25-ю пассажирами на борту будет летать на расстояния в 11100 км (более 13 часов в воздухе). Первые поставки ACJ320neo и ACJ319neo должны начаться в четвертом квартале 2018 года и втором квартале 2019 года, соответственно. Стартовыми заказчиками стали Acropolis Aviation (ACJ320neo) и Alpha Star Aviation (ACJ319neo).

Жизнь в павильонах

Главным выставочным экспонатом в павильоне можно смело считать макет вертолета H175 от Airbus Helicopters, который был представлен на стенде компании «Хелипорт Москва». Изначально модель создавалась для выполнения задач нефтегазовой отрасли и поисково-спасательных операций, однако сегодня оценить преимущества этого вертолета могут и VIP-клиенты, для которых компания Airbus Helicopters разработала специальную конфигурацию салона. Кабина оснащена тонированными панорамными окнами с двойным остеклением, усовершенствованной звукоизоляцией, эффективной системой климат-контроля, просторным багажным отделением, удобными кожаными креслами и ковровым покрытием.

AgustaWestland традиционно показала две свои топовые модели – AW139 и AW109 c VIP салонами.

Но главная выставочная жизнь, конечно же, кипела на стендах, где подписывались контракты, проводились многочисленные переговоры и анонсировались новые продукты. Так лидер в сфере услуг спутниковой связи для деловой авиации, компания Satcom Direct, продемонстрировал новейшие разработки. Роутер Satcom Direct Router (SDR). За счет собственной технологии сжатия и кэширования данных SDR позволяет значительно ускорить работу интернета на борту без необходимости модифицирования остальных элементов системы. Еще одна новинка, которую можно было испытать на стенде – услуга Global Voice and Text (Global VT), которая позволяет пассажирам оставаться на связи со своим привычным GSM номером телефона на всем протяжении полета.

А лидерами по количеству заключенных контрактов стали Jet Transfer, официальный представитель Bell Helicopter и Cessna Aircraft,  и  «Хелипорт Москва». Так, на выставке состоялось торжественное вручение сертификата соответствия Росавиции центру Bell Helicopter в Праге. Наличие сертификата дает право производить техническое обслуживание авиатехники, зарегистрированной в Российской Федерации.

На Jet Expo 2015 было объявлено о трех стратегически важных партнерствах. Был подписан договор о сотрудничестве с компанией Burevestnik Group, представляющей интересы клиентов в сфере яхт и катеров. В Heliport Burevestnik будет расположен офис по продаже Bell Helicopter, в котором клиенты партнеров смогут получить консультацию по любым интересующим их вопросам приобретения и эксплуатации вертолетов. Также Jet Transfer оформила договоренности с Heliport Engineering о создании сервисного технического центра для обслуживания вертолетов производства Bell Helicopter на базе строящегося вертолетного комплекса «Хелипорт Реутов».

Было объявлено и о создании многофункционального профильного сервисного центра по обслуживанию поршневых самолетов Cessna Aircraft на базе Авиацентра «Воскресенск». Операционная деятельность Cessna центра будет сосредоточена на предоставлении сервиса владельцам воздушных судов Cessna по трем направлениям – полноценное техническое обслуживание, обучение пилотов, продажа. В планах компании открытие аналогичных центров в российских регионах.

Подводя итоги выставки, Александр Евдокимов, генеральный директор «Jet Transfer», сказал: «Мы очень довольны тем, как прошла выставка в целом, для нас и наших партнеров. Успех на Jet Expo – основа для дальнейшего роста. Хочу поблагодарить всех, кто принял в этом году участие, гостей, посетителей и журналистов. До встречи в следующем году!».

Немного цифр

За три дня работы Jet Expo 2015 ее посетили более 6000 человек. В работе выставки приняли участие около 65 компаний, а на статической площадке демонстрировались более 20 воздушных судов.

WildWeb

Top.Mail.Ru